Парки

Петровский парк Неоготика, древний дуб и драматичная история

Текст: Маргарита Васильева

Бывший когда-то одним из самых блистательных (в плане развлечений) мест столицы, сегодня Петровский парк представляет собой живописный ландшафтный комплекс площадью 22 гектара. Здесь вы не найдете танцевальных залов, фешенебельных ресторанов и театров, прославивших парк в прошлом, зато сможете с удовольствием прогуляться среди вековых деревьев или на солнечных полянках с клумбами и полюбоваться старинной архитектурой.

Иллюстрация: Валерий Шабан

Началось все с того, что в 1774 году, после удачно прошедших торжеств на Ходынковском поле в честь заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Османской империей, Екатерина II заказала архитектору Матвею Казакову строительство каменного дворца вблизи Петровское-Зыково. Село располагалось на Петровском тракте, который соединял Москву с Санкт-Петербургом. Дворец был построен в период с 1775 по 1782 год, он стал последним пунктом, где останавливался царский поезд по пути из Петербурга в Москву. Во время Отечественной войны 1812 года в Петровском дворце размещалась ставка Наполеона. Как и вся Москва, дворец также значительно пострадал от пожара, и в ходе восстановления, в 1827 году было решено разбить вокруг него пейзажный парк. Для этого были выкуплены дачи, окружающие дворец, и прилежащая к нему Маслова пустошь. Руководил строительством генерал и сенатор А. А. Башилов (тот самый, который позже сдал свой загородный дом под ресторан «Яръ»). По проекту архитектора А. А. Менеласа был вырыт пруд и специальная канава для подачи воды из «бутырского болота», возведены две плотины, высажены первые деревья. У пруда сделали мостики, к которым подвели пешеходные дорожки, а также наметили три аллеи, идущие от дворца в виде лучей.

Новый парк быстро приобрел популярность среди жителей Москвы и постепенно начал играть заметную роль в культурной жизни города.

Он стал любимым местом гуляний московской аристократии и интеллигенции, здесь бывали Пушкин, Лермонтов, Аксаков и другие знаменитые люди. Причем, это было такое место, где запрещено открывать злачные места вроде трактиров или постоялых дворов. В Петровском парке находился Петровский летний театр (отсюда название одной из аллей — Театральная), деревянное здание «воксала» для концертов и танцев, качели «для народа», беседки для отдыха, тенистые аллеи и куртины. С 1830-х гг. парк стал местом народных гуляний и соперничал по популярности с Нескучным садом. Еще бы — бильярдные, купальни, кофейни и беседки расположились на всей его территории. Во второй половине XIX — начале XX вв. тут стали строить виллы богатеи, купцы, промышленники — они и принесли сюда свои развлечения в виде ресторанов с цыганскими хорами и кутежами. Первым из всех поблизости от Петровского парка обосновался «Яр». Среди купечества он пользовался наибольшей популярностью, позднее появились рестораны «Стрельна» и «Мавритания», «Эльдорадо» (здание, им занимаемое, сохранилось) и «Апполо». Позже аристократов стала теснить публика попроще — мещане, крестьяне и, главное, купечество всех мастей. Так что летом в Петровский парк ездили линейки, зимой сани с кондуктором, а в 1899 году сюда отправился со Страстной площади первый электрический трамвай, столько желающих было гулять в Петровском парке и жить здесь на дачах.

В двадцатом веке парк неустанно обрезали и расчленяли, довольно большой «кусок» его ушел под стадион «Динамо». Большая часть сохранившегося располагается позади дворца и слева от стадиона.

Среди зеленых насаждений преобладают липа, лиственница, тополь, дуб, клен; имеются уникальные старовозрастные экземпляры. Например, известен дуб-Батя, на котором раньше висела табличка о его уникальности и возрасте, но потом ее сломали и не восстановили, и теперь мало кто догадывается, мимо какого культового в этом районе дерева он ходит. Реконструирован парк в 1985—86 гг. Сейчас весь парк состоит из островков, среди которых есть и густо заросшие вековыми деревьями участки, и яркие солнечные полянки с клумбами и скамейками. Ландшафтные дизайнеры постарались воссоздать здесь разнообразнейшие природные зоны. Здесь есть место, где можно покататься на самокате или роликах, детские площадки. В теплое время года на дорожках парка проходят развлекательные мероприятия от управы района.

А еще желающие могут посетить достопримечательности парка:

  1. Прежде всего, это одна из жемчужин московской неоготической архитектуры – Петровский путевой дворец, построенный по проекту Матвея Казакова в 1768-1774 годах. Здесь делали последнюю остановку перед прибытием в Кремль монаршие особы, приводили себя в порядок, отдыхали. М.Ф. Казаков умело сочетал белый камень и красный кирпич, что придало зданию легкость. Получилось строение, в котором совмещаются приемы русской неоготики и «турецкого» стиля, при этом дворец представлял собой подобие крепости – он был окружен мощными стенами с тосканскими башнями-джонками. За время своего существования Петровский путевой дворец был свидетелем многих исторических событий – здесь останавливалась императрица Екатерина II и император Павел I перед своей коронацией; в 1812 году именно в Петровском дворце, в то время, как Москва была охвачена страшным пожаром, император Наполеон ожидал, что ему вручат ключи от побежденного древнего города. На Ходынском поле, раскинувшемся перед дворцом, в день коронации Николая II произошла ужасная трагедия, когда в результате чудовищной давки погибло более 1300 человек. В самом Петровском дворце в этот же вечер император с приближенными давал торжественный прием. Сейчас дворец служит для приема высокопоставленных зарубежных делегаций. Он был открыт в 2009 году после реставрации, которая длилась 11 лет. Внутренний двор и экспозиции, вестибюль, залы первого этажа, парадные дворцовые залы второго этажа, интерьеры, мебель, архитектура – все было воссоздано с большой точностью. Петровский парк находится позади дворца.
  2. Местная дачевладелица Анна Дмитриевна Нарышкина (в честь нее названа аллея) основала здесь Благовещенскую церковь в первой половине XIX столетия. Строил церковь Федор Рихтер – самобытный архитектор и талантливый реставратор. Архитектура здания – один из ранних примеров творческого переосмысления форм древнерусского зодчества в художественной культуре середины XIX в. Ассоциации с постройками древности вызывает в храме завершение граней центрального столпа полуциркульными закомарами и треугольными кокошниками, поставленными «вразбежку», а также высокие узкие арочные окна в колончатых обрамлениях. Ориентация на образцы архитектуры XVII в. прослеживается в формах 2-ярусной, прямоугольной в плане колокольни, завершенной шатром. По сторонам ее устроены ведущие в верхнюю церковь высокие торжественные крыльца, опирающиеся на белокаменные столбы-кубышки. Вход в нижнюю церковь на западном фасаде оформлен белокаменным порталом, украшенным замечательными по мастерству исполнения резными розетками. На приделах большие арочные окна имеют карнизы и наличники, обладающие крайне упрощенной моделировкой форм. Освящен храм в 1847 году.
  3. Вилла Н. Рябушинского «Черный лебедь» (1908) — архитекторы В.Адамович и В.Маят, стиль неоклассицизм. За строгим фасадом виллы скрывался изысканный интерьер: причудливая мебель, изготовленная по специальному заказу, с маркой в виде черного лебедя, обтянутая парчой и шелком, и прекрасная роспись, выполненная художником Павлом Кузнецовым. Та же эмблема черного лебедя была изображена на салфетках, посуде, столовом серебре, на бокалах и рюмках из тончайшего венецианского стекла, сделанных в Италии по заказу хозяина виллы… Дорожки виллы были засажены пальмами, орхидеями и другими экзотическими растениями. Били фонтаны. Между деревьями величественно гуляли павлины и фазаны, а на цепи у собачьей конуры сидел леопард. У входа в сад был воздвигнут мраморный саркофаг, увенчанный бронзовой фигурой быка, – здесь должны были покоиться останки хозяина после его смерти. На вилле устраивались роскошные экзотические приемы. Но также у гостей была возможность полюбоваться великолепной художественной коллекцией Николая Рябушинского, в которую входили всевозможные диковины, и, разумеется, коллекция картин старых мастеров и молодых художников и икон, которые после революции перейдут в залы Третьяковки. В 1915 г. случился пожар, который уничтожил многие полотна великих российских живописцев. Вторым владельцем виллы стал Леон Манташев. На здании и сегодня имеется его вензель – ЛМ, аналогичный тому, что расположен на гербе его конюшен.
  4. Церковь Владимира (Медведюка) Священномученика и Новомучеников и Исповедников Российских, расположенная рядом с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы в парке. Дата постройки – 2000-2002 гг., автор – архитектор, скульптор, профессор МАРХИ Кузнецов Сергей Яковлевич. Церковь посвящена Новомученикам и Исповедникам Российским и в том числе, протоиерею Владимиру Медведюку, который в последние годы жизни служил в Троицком храме села Язвище. В 1933 году он был арестован по доносу и приговорен к расстрелу. В августе 2000 года Владимир Медведюк был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Храм внутри квадратный и по форме и архитектуре очень похож на романские баптистерии, в более простом, современном варианте. С момента постройки церкви ведется мозаичная отделка этой крестильни.
Как добраться до Петровского парка: ближайшая станция метро – Динамо.

ЖК рядом с этим местом

Показано из 17 ЖК

Показать все ЖК