Инфраструктура

Малое кольцо железной дороги к 2016 году станет аналогом европейских городских электричек S-Bann

Текст: Саша Зайцева

Шедевр инженерной мысли начала технократического 20 века – Малое кольцо железной дороги в Москве – не имеет аналогов в мире. Оно было открыто в 1908 году и спасло столицу от товарных заторов на радиальных железнодорожных ветках, помогало стране во время Великой Отечественной войны, а сейчас призвано стать главной инновацией современной Москвы.

Иллюстрация: Алексей Степикин

Проект МКДЖ – дорогой, экспрессивный и знаковый для нашего времени – является редким примером новой урбанистики в России. Москва, грузная и непростая система, требует огромных вложений средств и постоянного обновления. Долгое время она развивалась по экстенсивному пути: есть пробки – нужно строить новую трассу, рубить деревья, выселять жителей частных домов. Не хватает мощности метро – нужно возводить новые станции. Нужно построить микрорайон – займем свободное место на карте, за вот этой большой промзоной… Малое кольцо железной дороги стало жертвой этого подхода – открытое в 1908 году, оно с тех пор не модернизировалось, так и осталось не электрифицированным, и по нему до сих пор ходят грузовые тепловозы, а для пассажирских перевозок эта ветка не приспособлена вовсе. Значительная часть территории, которая прилегает к кольцу, используется нерационально – здесь и брошенные промышленные объекты, и старые гаражи, и просто свалки. И только в последнее время подход к развитию столицы сильно изменился – городские власти стали заботиться о том, чтобы Москва стала удобной для жизни. Занялись «очеловечиванием» парков и набережных, оптимизируют промзоны и думают о будущем фактически каждого клочка земли. Дошли руки и до обновления МКЖД – по нему хотели пустить городские электрички еще в 1950 году, да забросили эту идею из-за дороговизны. Сегодня амбициозный по своим урбанистическим задачам проект МКЖД уверено движется к запуску постоянных пассажирских перевозок – по сто пар электричек каждый день, с 5-10-минутным интервалом.

Сегодня

К концу 2015 года должны быть сданы в эксплуатацию 14 первоочередных остановочных пунктов (Пресня, Сити, Кутузово, Лужники и др.). Всего остановок на МКЖД будет 32, и полный круг городская электричка будет проходить за полтора часа со средней скоростью 80 километров в час. Опытная эксплуатация части дороги начнется уже в октябре 2015 года, а первый «настоящий» поезд должен отправиться по кольцу 28 декабря. Общие затраты на обновление дороги составят 236,2 миллиарда рублей – фактически, по 4,3 миллиарда на каждый «реальный» километр, по которому пройдут электрички (здесь мы не учитывали технические пути, которые, естественно, необходимы). Дороговизна проекта вызывает скептическую улыбку у многих критиков, однако без этой реконструкции МКЖД останется еще более дорогим и бесполезным объектом, который занимает огромную территорию почти в центре столицы.

Не забудем упомянуть и то, что строителям нужно возвести массу технических вещей – например, эстакады на пересечениях с дорогами, развязки, переезды, боксы для обслуживания поездов и прочее.

Строители трудятся на МКЖД практически круглосуточно. В конце октября 2014-го была сделана почти половина работ. Задачи стоят огромные – необходимо электрифицировать всю дорогу (а это 54 километра «чистого» пути, с подъездными и разворотными ветками – 145 километров!). На двух третях кольца проложат еще один путь, чтобы электрички и грузовые составы не мешали друг другу. Далее – строительство вокзалов (или реконструкция старых зданий под эти задачи) и возведение сложнейших транспортно-пересадочных узлов, с помощью которых МКЖД станет аналогом европейских городских электричек S-Bann: с них можно пересаживаться на метро, трамваи, автобусы и пригородные электрички. Каждая станция городской электрички МКЖД будет многофункциональной – на 12 станциях можно будет пересесть на метро, на шести – на радиальные направления пригородных поездов, на одном – и на метро, и на электричку одновременно. Всего у пассажиров появится более 350 вариантов пересадок, что сильно упростит жизнь московского метрополитена и разгрузит кольцевую линию подземки.

Завтра

В полную силу МКЖД начнет работать с 2016 года, обещают власти. Обновление практически заброшенной кольцевой дороги даст мощный урбанистический импульс центру столицы. Сегодня в районах прохождения Малого кольца МЖД живет примерно полтора миллиона человек – эти люди смогут постоянно пользоваться новой городской электричкой. Благоустройство промзон вокруг кольца повлечет за собой строительство нового жилья, которое будет очень комфортным по транспортной доступности. На Малом кольце будет работать около 30 современных красивых составов обтекаемой формы, которые умеют резко ускоряться и замедляться и способны работать даже в сильный сорокоградусный мороз. Внешне будущие городские электрички очень похожи на современные метропоезда, однако ток они будут брать с верхней линии. Одна электричка сможет увести до 10 тысяч человек. Для удобства пассажиров будут построены высокие крытые платформы, адаптированные для инвалидов. Работать поезда будут по инновационной программе интервального регулирования, которая позволяет автоматизировано варьировать интервал движения, увеличивать и уменьшать скорость в зависимости от пассажиропотока. Таким образом, МКЖД станет частью обновленной Москвы – удобной, логичной, урбанистически экономной – и проект, которым гордилась Российская империя в начале 20 века, в 21-м веке тоже станет уверенным поводом для гордости. Особенно в том, что это – не построенное заново амбициозное нечто, а бережно и умно реконструированная хорошая вещь. Все равно что бабушкино платье 50-х годов, приведенное в порядок, становится хитом сезона и с ним не идут в сравнение никакие ширпотребные новоделы.

ЖК рядом с МКЖД:

Показано из 64 ЖК

Показать все ЖК